Развитие дикции и голоса: упражнения для хорошей речи у взрослых - Новости спорта
ЗОЖ

Развитие дикции и голоса: упражнения для хорошей речи у взрослых

Развитие дикции — то, над чем нужно работать не только детям, но и взрослым. Какие упражнения помогут сделать речь четче и выразительнее, что поможет улучшить качество речи — в материале РИА Новости.

Развитие голоса и дикции у взрослых

Умение владеть голосом добавляет человеку уверенности в себе. Люди, умеющие красиво говорить, быстрее находят работу, заводят нужные знакомства и пользуются популярностью в социуме. Обладать поставленной речью может каждый, главное — регулярно работать над дикцией и постановкой голоса.Профессионалы, «работающие» голосом, сравнивают голосовой аппарат с мышцами, которые нуждаются в укреплении и проработке. С научной точки зрения, голосовой аппарат — сложный комплекс органов и систем, состоящий из трех основных частей:

  1. 1.Дыхательный аппарат — легкие, дыхательные пути (бронхи, трахея), диафрагма. Здесь же принимают участие мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы.
  2. 2.Гортань — внешние и внутренние мышцы (истинные и ложные голосовые связки).
  3. 3.Резонаторная область — часть трахеи и крупные бронхи (грудной резонатор), ротовая полость и носоглотка (головной резонатор).

Для постановки голоса и улучшения качества речи проводится работа над всеми составляющими голосового аппарата. Специально для этой цели есть прикладная наука — постановка голоса. Она состоит из упражнений на улучшение дикции, речи и развитие силы, красоты голоса.© Фото : FreepikРазвитие дикции© Фото : Freepik

Как развить речь и дикцию

Красивый голос проигрывает на фоне плохой дикции, поэтому над ней нужно работать в первую очередь. Как утверждают филологи, русский язык отличается «ленивой» артикуляцией, что делает его сложным не только в изучении иностранцами, но и в использовании носителями. Объясняется это тем, что многие слова в нашем языке произносятся не так, как пишутся, имеют много парных согласных и шипящих, а в просторечии активно применяются различные сокращения : «ваще», «щас», «здрасьте» и т. д. Все это приводит к проглатыванию окончаний, отсутствию произношения некоторых букв, слабой артикуляции «р» и другим неудобным для слушателей и оратора нюансам.Прежде, чем приступать к совершенствованию дикции, нужно проверить артикуляцию с помощью следующих способов:

  1. 1.1. Записать себя на диктофон, прослушать материал и выделить проблемные моменты.
  2. 2.2. Произнести гласные, глядя на себя в зеркало, чтобы проверить правильное движение губ.
  3. 3.3. Свернуть язык трубочкой. Если не получается, то это говорит о плохой подвижности языка и слабых мышцах.

После выявления «слабых мест» можно перейти к действиям: выполнять специальные упражнения или работать со скороговорками. Тренировать дикцию нужно ежедневно, выделяя на занятия не менее 10 минут в день.Развитие моторики рук: упражнения для детей и взрослых22 августа 2022, 16:00

Упражнения

Перед упражнениями нужно сделать небольшую разминку:

  • 5-7 раз высунуть язык как можно дальше и вернуть его обратно максимально глубоко;
  • По 10 раз коснуться кончиком языка правой и левой щеки изнутри;
  • Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против;
  • Вытянуть губы в трубочку на 3-5 сек., затем растянуть губы в улыбке на 3-5 сек.

После разминки можно приступить к тренировке дикции.Упражнение 1. Проработка глухих согласныхПроизнести без голоса глухие согласные, активно «взрывая» их:

  1. 1.П! Пь! П! Пь! …
  2. 2.К! Кь! К! Кь! …
  3. 3.Т! Ть! Т! Ть! …

Далее нужно подключить гласные и произнести следующие наборы букв:

  1. 1.Пу! По! Па! Пэ! Пи! Пы! Пя! Пе! Пё! Пю!
  2. 2.Ку! Ко! Ка! Кэ! Ки! Кы! Кя! Ке! Кё! Кю!
  3. 3.Ту! То! Та! Тэ! Ти! Ты! Тя! Те! Тё! Тю!

© РИА Новости / Дмитрий Коробейников | Перейти в медиабанкЗанятия в логопедическом классе образовательного учреждения «Детский сад – начальная школа» © РИА Новости / Дмитрий КоробейниковПерейти в медиабанкУпражнение 2. Отработка Ж/ШЧетко произнести пары слов: «жир — ширь», «жар — шар», «жить — шить», «жабка — шапка», «жутко — шутка».Упражнение 3. Отработка З/СЧетко произнести пары слов: «зуб — суп», «взор — сор», «зев — сев», «зеленый — соленый», «Зойка — сойка».Упражнение 4. Отработка К/ГЧетко произнести пары слов: «Геша — Кеша», «год — кот», «гость — кость», «гол — кол», «гнут — кнут».Упражнение 5. Отработка Б/ПЧетко произнести пары слов: «бал — упал», «бар — пар», «браво — право», «боли — поле», «борт — порт», «бел — пел».Упражнение 6. Отработка ЦЧетко произнести пары слов: «улица — лиса», «цапля — сабля», «цок — сок», «цирк — сыр», «цель — сель».Упражнение 7. Разговор с препятствиемСжать крепко зубами карандаш, неочищенный грецкий орех или пробку от вина и произнести 10-15 фраз. Также подойдет любое стихотворение классика или простой текст. Важно стараться произносить слова четко и выразительно.Упражнение 8. Развитие артикуляционного аппаратаПроизнести наборы букв, активно взрывая их:

  1. 1.Птка! Птко! Птку! Пткэ! Птки! Пткы!
  2. 2.Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгэ! Бдги! Бдгы!
  3. 3.Кпта! Кпто! Кпту! Кптэ! Кпти! Кпты!
  4. 4.Гбда! Гбдо! Гбду! Гбдэ! Гбди! Гбды!
  5. 5.Тпка! Тпко! Тпку! Тпкэ! Тпки! Тпкы!
  6. 6.Дбга! Дбго! Дбгу! Дбгэ! Дбги! Дбгы!

Также можно потренироваться на сочетаниях:

  • Вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
  • Бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
  • Гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра;
  • Стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
  • Кца-пца, кцы-пцы, кце-пце, кцо-пцо, кцу-пцу.

Борьба с плоскостопием: причины, как предотвратить, лучшие упражнения12 сентября 2022, 18:50

Скороговорки

Скороговорки — известный и действенный метод, который помогает улучшить речь, пополнить словарный запас и развить память. Во время тренировки рекомендуется использовать скороговорки на проработку всех звуков и букв, делая упор на те, которые избавляют от проблем в произношении.Сложные скороговорки:

  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.
  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Можно начать с простых вариантов:

  • На дворе — трава, на траве — дрова.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Вначале нужно прочесть скороговорку медленно и четко, проговаривая каждую букву. Затем постепенно ускорять темп и работать с интонацией, например, произнеся скороговорку с восклицанием или представляя, что задаете вопрос.© РИА Новости / Александр АндреевРегулировщик на одной из улиц Таиланда© РИА Новости / Александр Андреев

Как развить голос

Для красивого голоса нужно много работать над его раскрытием, тембром и правильным дыханием. Способы постановки зависят от цели. Если хочется научиться петь, нужно учиться правильному диафрагмальному дыханию и развивать музыкальный слух. Для будущих ораторов и дикторов следует работать над правильным балансом мышц всего тела, а тем, кто хочет озвучивать фильмы — учиться пользоваться интонацией, варьировать громкость голоса и высоту тона. Независимо от выбранной задачи, каждый освоенный навык будет полезен, поэтому специалисты рекомендуют прорабатывать все, что связано с постановкой голоса:

  • Раскрытие и включение грудного и головного резонатора;
  • Тренировка голосовых связок;
  • Умение правильно брать дыхание и держать опору;
  • Умение регулировать громкость голоса без напряжений в мышцах.

Достичь всего этого можно с помощью регулярного выполнения упражнений.Упражнения на развитие координации: как научиться владеть своим телом28 июля 2022, 19:45

Упражнения

Перед упражнениями нужно расслабить мышцы всего тела, полежав несколько минут. Далее можно приступить к техникам «разработки» голоса и раскрытию резонаторов:

  1. 1.«Кью-икс». Встать перед зеркалом. Протяжно произнести «кью», вытягивая губы трубочкой. Затем произнести «икс», широко улыбаясь.
  2. 2.«Зевок». Расслабить мышцы лица, челюсти и шеи. Выполнить плавные повороты головой, сопровождая их вдохом. После наклонить голову вбок и глубоко зевнуть, мягко растягивая рот на максимум. Затем наклонить голову вперед и опять глубоко зевнуть.
  3. 3.Чтобы включить головной регистр, без напряжения в челюсти, языке и гортани крикнуть долгое «Хэй». Далее лечь на спину и свободно крикнуть «Эй». После перевернуться на живот, прикоснуться руками ко лбу, сделать несколько выдохов и крикнуть «Эй». Важно почувствовать напряжение в задней части шеи и челюсти.

Упражнение на постановку дыхания:

  1. 1.«Сила выдоха». Расслабить мышцы шеи и плечевого пояса. Представьте, что нужно задуть свечу, которая находится на расстоянии 0,5 м от вас. Сделайте глубокий выдох, вытягивая губы трубочкой.
  2. 2.Йоговское дыхание. Встать ровно, ноги на ширине плеч, спина прямая. Глубоко вдохните через нос и выдохните, произнося звук «Ха». Важно тянуть гласную столько, сколько позволяет дыхание.
  3. 3.Объем дыхания. Громко и энергично провести обратный отсчет с 10 на одном дыхании. Чтобы хватило воздуха, перекрывайте дыхание на паузах между словами.
  4. 4.Диафрагмальное дыхание. Принять любую удобную позу, закрыть глаза и расслабить мышцы. Затем глубоко вдохните через нос, наблюдая, чтобы грудь оставалась на месте. После чего, очень медленно выдохните, неподконтрольно втягивая живот.

Упражнения для опоры и громкости голоса:

  1. 1.«Распевка». Глубоко выдохните, затем сделайте вдох и на выдохе громко произносите «Ммии – Мммэ – Ммма – Мммо – Ммму – Мммы».
  2. 2.«Звуковая лестница». Точно так же, как и в первом упражнении, пропойте на выдохе гласные «и», «э», «а», «о», «у». Можно пропеть каждую букву отдельно до момента, пока не закончится воздух.
  3. 3.«Тарзан». Произносите гласные, как описано в предыдущем упражнении, постукивая по груди кулаками.
  4. 4.«Рычание». Произнесите протяжное «Р». После повторите слова, растягивая букву «Р»: ромашка, тигр, грамм, графин, рыба, крокодил, рок, рык, рев.

Также научиться правильно дышать помогут соответствующие практики из йоги и техники с распевкой мантры «Ом».© РИА Новости / Артем МаркинЛогопед-дефектолог из центра «Наш солнечный мир» работает с ребенком-аутистом© РИА Новости / Артем Маркин

Тренировка вокала

Для тренировки вокала понадобится музыкальный инструмент для правильной распевки. Если нет возможности заниматься под фортепиано, можно найти в интернете записанные гаммы или тематические видео.Техники для тренировки вокала и музыкального слуха:

  1. 1.Простая распевка под аккомпанемент. Нужно начинать с комфортного диапазона, последовательно добираясь до самых низких и самых высоких нот. На низких тональностях, можно пропевать гласную «А», на высоких — «И».
  2. 2.Пропевать звуки «лю», «мю» и «ю» в диапазоне октавы, добираясь до низких и высоких нот.
  3. 3.«Мычание». На выдохе, не открывая рта, промычать букву «м». Сделать 3 подхода, постепенно переходя на повышение и более длительное мычание.
  4. 4.«Вой». Одну руку разместить на груди, другую положить на лоб. Шея и лицо расслаблены, губы и зубы разомкнуты. На выдохе протягивать гласную «У», начиная с нижней границы голоса, постепенно поднимаясь наверх.
  5. 5.Спеть любимую песню в комфортном диапазоне, четко проговаривая все слова, расставляя нужные музыкальные акценты.

Для тренировки достаточно 10-15 минут. Во время выполнения упражнений спина должна быть ровной. От правильного положения тела зависит звучание голоса.© AP Photo / Luca BrunoИтальянский певец и актер Адриано Челентано© AP Photo / Luca Bruno

Постановка хорошей интонации

Вместе с качеством голоса нужно научиться правильной интонации — манере произношения и звуковому выражению мыслей. Монотонная или быстрая речь не привлекает внимания и утомляет слушателя, поэтому умение верно расставить акценты в заготовленной речи и грамотно использовать свой качественный голос — один из важных навыков спикера. Правильная интонация и тон речи помогут не просто передать информацию слушателю, а завлечь его и дать ему мотивацию проанализировать и воспринять ее.Всего существует около 100 видов интонации. Ежедневно в просторечии люди используют следующие:

  • Повествовательную — спокойное произношение речи;
  • Вопросительную — повышение голоса в начале предложения и понижение в конце;
  • Восклицательную — повышение голоса происходит в конце предложения.

Кроме основных, человеку, желающему воздействовать на аудиторию голосом, нужно также освоить перечислительную, звательную, просительную, утвердительную, пригласительную и другие 5 интонаций из классификации ученого и исследователя русского языка Всеволодского-Генгросса. Вместе с этим нужно учиться:

  • Передавать голосом определенные эмоции;
  • Ставить паузы в местах, где нужно привлечь особое внимание слушателя;
  • Правильно ставить интонационные ударения.

Также для каждого случая следует подбирать тон голоса. Если необходимо сообщить о важных и официальных вещах, оратор должен говорить твердо, уверенно, громко и строго. Для расположения и неформального общения используется тон друга, для которого характерен мягкий, располагающий и добрый голос. Чтобы выглядеть в глазах других уверенным и опытным человеком, говорите тоном старца с мягкой интонацией без особой эмоциональной окраски, а для повествования глобально важных мыслей — тоном мудреца, перейдя на тяжелый, низкий и тихий голос, ставя паузы после каждого важного слова.© iStock.com / Prostock-StudioЛогопед занимается с ребенком© iStock.com / Prostock-StudioЛогопед занимается с ребенкомРекомендации, которые помогут поставить интонацию:

  1. 1.Прочтите фразу, используя разные интонации. Это поможет понять возможности вашего голоса.
  2. 2.Записывайте себя на диктофон и слушайте свой голос, выделяя сильные и слабые места в речи.
  3. 3.Читайте больше книг, особенно художественных произведений. Отыгрываете диалоги вслух и по ролям.
  4. 4.Учитесь жестикулировать и работать со знаками препинания.
  5. 5.Работайте над своей самооценкой, чтобы увереннее держаться перед аудиторией.

Для тренировки интонации можно выполнять специальные упражнения:

  1. 1.Произнесите последовательности гласных звуков, воспроизводя удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом: «У?↑ У — У↓У», «О?↑А — А↓О» «А?↑Э — Э↓А».
  2. 2.Произнесите наборы гласных букв, представляя, что это полноценное предложение. Ударение ставьте на заглавную букву: уОуауэуиуы? (вопрос) — уОуауэуиуы! (ответ), уоуАуэуиуы? (вопрос) — уоуАуэуиуы! (ответ).
  3. 3.Произнесите междометие «о» с разной интонацией: удивление, радость, испуг, грусть. После представьте, что вам нужно ответить на вопрос «да», используя разные эмоции: восторженно, безразлично, иронично, категорично, задумчиво, скорбно, спокойно, вопросительно.
  4. 4.Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов, изменяя силу голоса: «ма-ма-ма-ма», «та-та-та-та», «ба-бо-бу-бы».
  5. 5.Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове. Например: ВЫ мне утром звонили? (Я), Вы МНЕ утром звонили? (Вам), Вы мне УТРОМ звонили (Нет, вечером), Вы мне утром ЗВОНИЛИ? (Да, звонил).

Также поставить интонацию поможет чтение скороговорок с выражением и выполнение техник на развитие музыкального слуха.

Развитие голоса и дикции для детей

У детей освоение правильной речи в дошкольном возрасте является основным условием нормального психофизического воспитания, развития личности и формирования самооценки. Проблемы с голосом у ребенка могут появиться из-за неуверенности в себе, постоянного подражания родителям и неправильного воспитания, когда дома разговаривают на повышенных тонах или ограничивают «голосовые» возможности ребенка, заставляя разговаривать его тихо и не мешать другим членам семьи. Причины плохой дикции могут быть следующими:

  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Гиперактивность, отсутствие самоконтроля, неустойчивость внимания;
  • Нарушение звукопроизношения и звукослоговой структуры слов.

Работа над голосом у детей происходит так же, как и у взрослых. Важно научить ребенка правильно брать дыхание, расставлять логичные акценты в речи, прорабатывать его неуверенность в себе и нечеткое произношение слов. Способы для развития правильных речевых навыков у детей:

  1. 1.Артикуляционная гимнастика: гимнастика для губ, языка, на расслабление лицевых и челюстных мышц.
  2. 2.Скороговорки: чтение на скорость, с определенной интонацией или громкостью голоса.
  3. 3.Игра «Спуск с горы» на развитие навыка изменения силы голоса. Ребенок представляет, что он спускается с горы вниз и считает до десяти, начиная громко и постепенно понижая голос до шепота. Затем нужно сказать ребенку, что нужно подняться назад в гору снова со счетом, начиная с шепота и постепенно повышая голос.
  4. 4.Игра «Самолет» на развитие навыка регулирования темпа речи. Стоя, ребенок разводит руки в стороны и покачивает ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук «у». Затем по сигналу взрослого быстро опускает руки вниз и, присев, коротко говорит «у».
  5. 5.Игра «Забиваем гвозди» на улучшение дикции и артикуляции. Сказать ребенку, что ему нужно забить гвоздь, сопровождая удары молотком звуками «гбде», «гбду», «гбда», «гбды», «гбдж».

Чтобы занятия были эффективными, нужно проводить их ежедневно, уделяя по 10-15 минут в день. Предпочтительно использовать формат увлекательной игры. Также не нужно забывать хвалить и отмечать достижения ребенка.Как научить ребенка говорить: игры, упражнения и советы логопеда15 августа 2022, 14:54

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *